Как мошенники предлагают продлить договор с мобильным оператором

Если вам звонят от имени мобильного оператора, чтобы продлить действие симкарты, — скорее всего, это мошенники.
Звонящий утверждает, что вот буквально завтра заканчивается ваш контракт на мобильную связь. Если его не продлить, вы не сможете звонить, отправлять смс и пользоваться мобильным интернетом. Номер у вас отберут и передадут другому человеку.
Мошенник говорит, что и рад бы автоматически продлить договор, но по новому закону он обязан подтверждать паспортные данные абонентов. В офис приезжать не обязательно: все можно сделать через госуслуги. Достаточно продиктовать код из смс.
Конечно, коды из смс никогда и никому говорить нельзя, и многие это знают. Если отказаться, мошенник не будет упорствовать и повесит трубку: его ждет следующий из списка обзвона. Но если почувствует ваши сомнения, постарается дожать: мол, речь о деньгах не идет и вы ничем не рискуете. Вам же хотят сэкономить время.
Если позволить себя уговорить и сказать код, произойдет неожиданное. Мошенник закричит: «Ха-ха, мы увели ваш аккаунт госуслуг!» — и бросит трубку. Может показаться, что в этом и была его цель и теперь придется разгребать кредиты, взятые на ваше имя. Но цель афериста гораздо серьезнее, и взлом госуслуг — только начало схемы. В конце вы отдадите мошеннику все свои деньги.
Опасность схемы в том, что у вас будет мало шансов избежать развода после того, как сообщите код. Поэтому не поленюсь повторить: даже если ситуация кажется безобидной, никогда и никому не говорите коды из смс.
Разберемся, как работает схема и чего на самом деле хотят мошенники. Но сначала коротко о ситуации, когда и правда звонит оператор связи.
Может ли оператор расторгнуть договор или попросить подтвердить паспортные данные
Если коротко — да, может. Но нужны паспортные данные не прямо завтра, как говорят мошенники.
Операторы обязаны выяснять, кто на самом деле пользуется номером телефона: абонент, который заключил договор, или другой человек. Это требование ФЗ «О связи» и постановления правительства «О порядке оказания услуг телефонной связи».
Операторы периодически проверяют данные — например, автоматически оценивают, действителен ли российский паспорт и сколько он еще действует. Если с документом все в порядке, абонент даже не узнает о проверке.
Если проверка обнаружит, что информация изменилась, оператор запросит ФИО, дату рождения, а также серию, номер и дату выдачи паспорта. Требовать от абонента другие данные незаконно.
Если абонент не предоставит информацию в течение 15 дней, оператор вправе отключить связь — но не расторгнуть договор, как пугают мошенники. Это случится, только если игнорировать запрос еще полгода. Номер в этом случае передадут другому человеку.
Но при этом оператор не вправе требовать подтвердить данные именно через госуслуги. Абонент может выбрать любой способ — например, прийти в салон связи с паспортом и попросить сотрудников верифицировать информацию. Подробнее о способах верификации мы писали в отдельной статье.
Зачем мошенники признаются, что обманули
Вернемся к разводу. Итак, мошенники сразу сообщают человеку, что взломали его госуслуги. Выглядит диковато: ведь чем позже жертва узнает, что ее обманули, тем больше времени у афериста воспользоваться плодами своей деятельности. А так он даже не успеет оформить кредит: пострадавший сразу поднимет тревогу, а то и сможет перехватить контроль над аккаунтом.
На то и расчет. Человек сразу пытается зайти на госуслуги, пароль не подходит, он пробует восстановить доступ — и сайт задает ему контрольный вопрос. Здесь жертву ждет новая ловушка, заметить которую почти невозможно, если не знать обо всей схеме заранее.
Вместо контрольного вопроса будет написано что-то вроде «Ваша учетная запись заблокирована из-за подозрений на мошенничество. Срочно позвоните по такому-то номеру».
Главный подвох в том, что сообщение действительно показывается на официальном сайте госуслуг. Не каждый заметит надпись «Контрольный вопрос» и поле для ввода с серенькой подписью «Ответ». А если и заметит, подумает, что так сделали специально — для редких ситуаций, когда аккаунт крадет мошенник. А то и похвалит: сумели все оперативно отследить и заморозить.
На самом деле это сообщение и есть контрольный вопрос. С помощью кода из смс мошенник получил доступ к госуслугам и поменял пароль, а вместо контрольного вопроса подставил текст с номером телефона. В такой ситуации совершенно естественно решить, что это номер технической поддержки, — и позвонить. После этого начнется новый этап схемы.